Учеба + спорт = успешная жизнь и карьера

«О, спорт, ты – мир» – так назывался фильм, снятый во время московской летней Олимпиады-1980, закадровый текст в котором читал советский теннисист и один из первых спортивных комментаторов Николай Озеров. Многого добившийся в спорте (рекордное число золотых медалей на чемпионатах СССР), он нашел себя на ином поприще: будучи мастером спорта по теннису, поступил на актерский факультет ГИТИСа, потом играл во МХАТе и наконец занял место в комментаторской кабине. Зачем, спросите вы?

Учеба спорт успешная жизнь и карьера

Название фильма отсылает к «Оде спорту», написанной основателем международного Олимпийского движения нового времени Пьером де Кубертеном, где спорт награжден целым букетом возвышенных эпитетов: наслаждение, зодчий, справедливость, вызов, благородство, радость, плодотворность, прогресс, мир. Все так, однако Кубертен был не только мастером верховой езды, фехтования, гребли, но и выпускником престижной Военной академии Сен-Сир; факультета искусств, наук и права Сорбонны, а также Свободной школы политических наук. Даже гении склоняли голову перед необходимостью полноценных школьных знаний: Альберт Эйнштейн не смог поступить в Высшую техническую школу Цюриха, потому что бросил гимназию, а домашнего образования для экзамена ему не хватило. Будущий великий физик вернулся в гимназию, отучился год, получил аттестат и стал студентом. А футбольный гений Пеле, вынужденный оставить школу ради заработка, завершил среднее образование в 37 лет (!), получил диплом экономического факультета университета, стал бизнесменом и министром спорта Бразилии.

Название фильма отсылает к «Оде спорту», написанной основателем международного Олимпийского движения нового времени Пьером де Кубертеном, где спорт награжден целым букетом возвышенных эпитетов: наслаждение, зодчий, справедливость, вызов, благородство, радость, плодотворность, прогресс, мир. Все так, однако Кубертен был не только мастером верховой езды, фехтования, гребли, но и выпускником престижной Военной академии Сен-Сир; факультета искусств, наук и права Сорбонны, а также Свободной школы политических наук. Даже гении склоняли голову перед необходимостью полноценных школьных знаний: Альберт Эйнштейн не смог поступить в Высшую техническую школу Цюриха, потому что бросил гимназию, а домашнего образования для экзамена ему не хватило. Будущий великий физик вернулся в гимназию, отучился год, получил аттестат и стал студентом. А футбольный гений Пеле, вынужденный оставить школу ради заработка, завершил среднее образование в 37 лет (!), получил диплом экономического факультета университета, стал бизнесменом и министром спорта Бразилии.

Учеба спорт успешная жизнь и карьера
Возвращаясь на российскую землю, стоит вспомнить врача и педагога Петра Лесгафта, именем которого назван Университет физической культуры, спорта и здоровья. Он говорил: «Счастлив тот, кто не знает скуки, кому совершенно незнакомо вино, карты, табак, всевозможные развлечения и спорт». Откуда пессимизм? Большинство спортсменов начинают профессиональную карьеру рано – в 15-16 лет и к 30-ти годам вынуждены уступить место новому поколению. При этом по статистике средняя продолжительность жизни выдающихся спортсменов на 10 лет меньше, чем у их болельщиков, особенно если речь идет о спорте высоких достижений – победителях чемпионатов Европы и мира, Олимпийских игр. Даже если повезет и рекорды не отнимут все силы, переход к образу жизни обычных людей не всегда проходит гладко из-за необратимых изменений в организме. А как быть с психологической и эмоциональной стороной, семейными отношениями, профессиональной востребованностью?
Деньги, полученные за рекорды, быстро заканчиваются, человеку необходимо налаживать новую жизнь, а он к этому часто оказывается не готов: профессиональных знаний нет, интеллект же и кругозор не развиты настолько, чтобы освоить другую специальность. Более того, для стороннего наблюдателя, особенно юного и не обладающего жизненным опытом, спорт создает иллюзию бесконечной роскошной жизни спортсменов-профессионалов и ощущение, что это легче и проще, нежели годами учиться, осваивая знания и навыки. Давайте честно: сколько знаменитых спортсменов, красиво живущих после заката спортивной карьеры вы можете назвать? Десять? Двадцать? Многие переходят на престижную высокооплачиваемую тренерскую работу или чаще речь идет о развитии в смежных областях? Над этим стоит задуматься. Как и над тем, что в России не существует жесткой и профессионально ориентированной системы трудовой занятости для бывших спортсменов, как в Европе и Америке. Да что там! Занятия спортом признаны у нас профессией и регулируются трудовым законодательством лишь с 1988 года. Ранее любой спорт считался любительским, за него не начисляли стаж, не полагались социальные выплаты и пенсия. А, например, в США чемпион Олимпиады хоть и получает за медаль $20 000 – 25 000 (для сравнения: у нас – 4 млн рублей, около $80 000), по автоматически приходящим к нему коммерческим контрактам на рекламу и т.п. ежегодно имеет $15-18 миллионов. Даже если спустя много лет он придет работать тренером в спортивную школу, получит большие деньги за Олимпийский статус.
В ожидании, пока ростки аналогичной системы появятся в России, в частности, стараниями легендарного хоккеиста Вячеслава Фетисова и борца Александра Карелина, которые не первый год занимаются развитием детского спорта, созданием методик преподавания и института тренерства, бизнес-образования для нужд отечественного спорта, и родителям, и детям, и педагогам остается рассчитывать на себя, опираться на собственную разумность. Да, спорт развивает физически, помогает воспитать веру в свои силы, дисциплину и хорошую самоорганизацию; учит трудолюбию, терпению, воле и формирует сильный характер. Безусловно, это важная, но не единственная составляющая в развитии личности. Противопоставление учебы в школе и занятий спортом, как правило, искусственное и необоснованное, эффективно работает только индивидуальный и комплексный подход. В 2014 году испанские ученые провели эксперимент с участием более 2000 школьников в возрасте от 6 до 18 лет и выяснили, что те из них, кто активно занимается спортом, показывают лучшую успеваемость за счет умения планировать время, концентрировать внимание и достигать поставленной цели. Поэтому задача взрослых – учителей и родителей – объяснить ребятам и показать на примерах, что все зависит от личных качеств и знаний, способности адаптироваться в меняющейся действительности. Для этого нужно и хорошо учиться, и регулярно посещать тренировки. Многие бывшие профессиональные спортсмены нашли себя в разных сферах деятельности – от тренерской работы до сцены и предпринимательства. И это не его величество случай, а итог продуманного, современного и качественного образования, дополненного умением просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Чего мы искренне желаем всем юным спортсменам, сегодня сидящим на школьной скамье и штудирующим дома учебники с интернет-ресурсами.

Контакты

+7(812)323-28-49

Понедельник-Пятница 09:00 — 18:00

Адрес: Город Санкт-Петербург, В.О.,
Средний проспект, д 28/29, лит «А», пом 32-Н 199004

Email: info@school-spb.ru