Странности кино выбора

На днях случайно «забрела» на сайт, где посетителям предлагают пройти мини-тест на знание советско-российского кинематографа. Всего 15 вопросов о 15 фильмах, их сюжете, героях и цитатах. Выборка сделана на основе утвержденного в 2013 году Минкультуры России «Списка 100 фильмов, рекомендованных для просмотра в школах». Я быстро и уверенно ответила на все вопросы, радостно нажала кнопочку «Итог»… и с удивлением увидела «диагноз»: «5 правильных ответов из 15. Садитесь, «два»!».

Не то чтобы я сильно расстроилась, но задумалась. Если честно, ленты из выборки видела давно. К тому же я ориентируюсь на «послевкусие» фильма, а это, скорее, ощущения и интуиция, нежели сюжетный рисунок или родственные связи. Хотя интересных героев и вдумчивые цитаты запоминаю. Вообще, нужно ли с легкостью и наизусть все «отбарабанивать», как имя коня Андрея Болконского?

Я – не эксперт, но убежденный и достаточно «насмотренный» киношник. И, на мой взгляд, в «Списке 100» много странностей. Прежде всего, напрягает сам подход: мы опять делимся на «своих» и «чужих» (отобраны лишь отечественные ленты), хотя мировой кинематограф предлагает массу образцов, достойных внимания, но почти неизвестных. Второй момент – список составлен в алфавите названий киноработ. В итоге рядом стоят «Ёжик в тумане» и «Живые и мертвые». Кстати, без сомнения великолепная работа Норштейна – единственный рекомендованный к просмотру мультфильм. А где, простите, Гарри Бардин и Александр Петров (как минимум)? Я уже не говорю о документальном кино.

Следующий большой вопрос – выбор экранизаций. Например, почему в списке есть «Бесприданница» Протазанова 1936 года и нет «Жестокого романса» Рязанова 1984-го? Мне кажется, было бы интересно прочесть пьесу Островского и получить индивидуальные впечатления, затем посмотреть один вариант, другой, более поздний, и увидеть, как меняется восприятие жизни, но не ее суть. А где хотя бы один фильм по произведениям Достоевского? Наконец, я просто не понимаю, почему в «Списке 100» нет «Ассы» и «Офицеров», «Тегерана-43» и «Звезды пленительного счастья». Вообще многовато войн и мало сложных исторических фильмов, будто мы и не жили вовсе, а думать необязательно. И с Тарковским, при всем моем искреннем уважении к мэтру, перестарались  – три ленты из 100 (!). Все же это авторское кино, а оно никогда не отличалось массовостью, да еще со школьной скамьи.

Какой вывод? Если родители и учителя будут рассказывать, показывать, «давать наводки», заинтересовывать и т.д. – одно, а если вооружиться «Списком 100» и отрабатывать его с первозданным рвением – другое. Мне в этом смысле повезло: в семье было много книг, читать все любили, а большинство моих учителей «горели на работе». Историк однажды сказал фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Даты вы выучите, о событиях прочитаете. Моя задача – научить вас самостоятельно думать». Так что желаю всем приятных и полезных кинопросмотров, причем не по списку и «возрастным меткам», а по велению ума и сердца.

Контакты

+7(812)323-28-49

Понедельник-Пятница 09:00 — 18:00

Адрес: Город Санкт-Петербург, В.О.,
Средний проспект, д 28/29, лит «А», пом 32-Н 199004

Email: info@school-spb.ru