Каникулы, ура? Часть первая – Россия

Уже много лет не могут решить вопрос с длинными «трудовыми каникулами» в январе. Аналогичная ситуация – с летними школьными каникулами. Впервые намерение сократить время детского отдыха власти озвучили в 2009 году, но из-за начала экономического кризиса решение отложили. В марте 2015-го в СМИ прошла информация, что Минобрнауки обсуждает возможность возврата в школы так называемой пятой четверти (введена в 1930-е годы и существовала до конца 1970-х для приобщения школьников к трудовой деятельности). Причина – обращения в ведомство родителей с жалобами на то, что дети три месяца слоняются без дела, к тому же в обнимку с гаджетами, вместо того чтобы учиться и осваивать полезные навыки.

Каникулы, ура? Часть первая – Россия

Как вариант чиновники и некоторые педагоги предлагают создать городские летние лагеря на базе школ, где ребята могли бы заниматься спортом, творчеством и т.д. Старшеклассников можно привлекать на социально- и общественно-полезные работы: помощь инвалидам, пожилым гражданам, воспитанникам детских домов. Психологи отнеслись к этой инициативе с сомнением: школьная нагрузка и так велика, а если одним росчерком пера отнять у детей часть каникул, серьезно ничего не продумав и без должной организации, всем станет хуже.
Что можно сделать? Интересный эксперимент проходит в Москве. Осенью 2014 года там состоялся электронный референдум, в ходе которого родители столичных школьников выбирали один из трех графиков каникул. Первый – традиционный: год делится на четыре четверти и осенние, весенние, зимние каникулы; плюс дополнительная неделя отдыха в феврале для первоклашек. Второй график предполагает три учебных периода (триместра) и два каникулярных – осенью и весной. Третий вариант – модульная система, при которой учебный год делится на пять-шесть равных по продолжительности периодов и каждый завершается недельными каникулами. В электронном голосовании приняли участие около 500 000 москвичей, половина высказалась за традиционный график, половина – за модули. Сергей Собянин рекомендовал не настаивать на единых каникулах для всех учебных заведений: каждая школа вместе с управляющим советом примет индивидуальное решение, а летние каникулы с июня по август сохраняются.

Какова позиция министерства? На итоговом мартовском совещании Дмитрий Ливанов отметил, что у нас распространено мнение о перегрузке детей в рамках действующей школьной программы. Однако если сравнивать ситуацию в России и других странах, за счет длинных летних каникул и праздничных дней наши дети посвящают учебе до 20-30% меньше времени, чем их зарубежные сверстники. Как следствие – проблема с признанием аттестатов российских школ, например, в Европе. Планов что-то резко менять, по словам главы Минобрнауки, у чиновников нет, но к дискуссиям в обществе и профессиональной среде они прислушиваются. В частности, нужно рассмотреть вопрос о развитии дополнительного образования и внешкольной работы с детьми.
Как проводят каникулы европейские школьники и почему им хватает отведенных на отдых июля-августа при более напряженной учебной программе, мы поговорим в следующий раз.

Каникулы, ура? Часть первая – Россия

Контакты

+7(812)323-28-49

Понедельник-Пятница 09:00 — 18:00

Адрес: Город Санкт-Петербург, В.О.,
Средний проспект, д 28/29, лит «А», пом 32-Н 199004

Email: info@school-spb.ru