ПРОГРАММА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» | Частная Школа Ювента

ПРОГРАММА  «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

 

 

 

Б.Б. Егоров,  Ю.Е. Пересадина

 

 

I. Пояснительная записка

 

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирова- ние  предметных и универсальных способов  действий, обеспечиваю- щих возможность продолжения образования в основной школе; вос- питание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сфе- рах  личностного развития – эмоциональной, познавательной, само- регуляции)  реализуются в  процессе обучения  по  всем  предметам. Однако каждый из них  имеет  свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освое- ния  всех  остальных предметов, как минимум тем,  что обучают детей чтению, письму и счёту. Физическая культура совместно с другими предметами решают одну  из  важных проблем –  проблему здоровья ребёнка.

Предметом обучения физической  культуре  в  начальной школе является  двигательная деятельность человека с  общеразвивающей направленностью. В  процессе овладения этой  деятельностью укре- пляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваива- ются   определённые двигательные действия,  активно  развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, целью программы по физической куль- туре  является  формирование у  учащихся  начальной школы  основ здорового образа жизни,  развитие  творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация  дан- ной цели связана с решением следующих образовательных задач:

– укрепление здоровья школьников посредством развития физиче- ских качеств и повышения функциональных возможностей жизнео- беспечивающих систем организма;

– совершенствование жизненно важных навыков и умений посред- ством  обучения подвижным играм, физическим упражнениям и тех- ническим действиям из базовых видов  спорта;

– формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли  в укреплении здоровья, физиче- ском  развитии и физической подготовленности;

–  развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досу- га;

– обучение простейшим способам контроля за физической нагруз- кой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа обучения физической культуре направлена на:

– реализацию принципа вариативности, обосновывающего плани- рование учебного материала в соответствии с половозрастными  осо- бенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные пло-

 

щадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условия- ми  и  видом   учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяю- щего распределение учебного материала в конструкции основных ком- понентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

– соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестно- му»  и «от простого к сложному», ориентирующих выбор  и планиро- вание учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перево- да учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

– расширение межпредметных связей, ориентирующих планиро- вание учебного материала на  целостное формирование мировоззре- ния  учащихся в области физической культуры, всестороннее раскры- тие   взаимосвязи  и  взаимообусловленности  изучаемых явлений  и процессов;

– усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе актив- ного   использования школьниками  освоенных знаний,  способов   и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных меро- приятиях,  режиме дня,  самостоятельных занятиях  физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультур- ной деятельности. Кроме того,  предмет «Физическая культура» спо- собствует развитию лично–стных качеств учащихся и является сред- ством   формирования у  обучающихся  универсальных  способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в мета- предметных результатах образовательного процесса и активно про- являются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходя- щих за рамки предмета «Физическая культура».

 

 

II. Общая характеристика учебного предмета

 

Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати- двадцатилетней давности любознательностью и большей информиро- ванностью, при  этом  физически слабо  развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и соци- альные условия. Если  в прежнее время маленький человек 5–9  лет имел  возможность двигаться в семье, во дворе, в школе, то  теперь ситуация коренным образом изменилась.

В соответствии с Примерной программой по физической культуре и внесёнными изменениями в начальной школе на предметную область «Физическая культура» предусматривается 405 ч. Из них  12 ч выделяется на раздел «Знания о физической культуре», 12 ч – на раздел «Способы физкультурной деятельности» и 246  ч – на  раздел

«Физическое совершенствование» (первая  часть). Во  второй части предусматривается 135  ч.  Авторы поддерживают такое распределе- ние часов, при котором основной формой проведения уроков в началь- ной школе становится двигательная деятельность.

Однако при   таком распределении часов   (12  ч+12 ч)  невозможно решить такие глобальные задачи, как формирование здорового образа

 

жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Поэтому учебники «Физическая культура» позволяют учащимся работать самостоятельно и совместно с родителями. Кроме того,  для  решения этих  задач учебники «Физическая культура» реали- зуют деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности. Учебники «Физическая куль- тура» опираются на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном откры- тии  знаний на  основе  сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения ставить цель  своей деятельности, планировать работу  по её осуществлению и оценивать итоги достиже- ния  в соответствии с планом.

б) Принципы управляемого перехода от  деятельности в учебной ситуации к деятельности в  жизненной ситуации и  от  совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельно- сти.  В учебниках предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. На  первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания,  позволяю- щие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой  ситуации. Наконец, в конце изучения тем ребята решают жиз- ненные задачи (имитирующие ситуации из  жизни) и  участвуют в работе  над  проектами.   Таким образом, осуществляется переход от чисто  предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.

ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изуче- ния  материала,  требующий деятельностного подхода. В учебниках

«Физическая культура» это поддерживается специальным методиче- ским аппаратом, нацеленным на  технологию проблемного диалога. Начиная с 2–3-го классов введены проблемные ситуации, стимули- рующие учеников к постановке целей, даны вопросы для  актуализа- ции необходимых знаний, приведён вывод, к которому должны прий- ти  на уроке ученики. Деление текста на рубрики позволяет научить школьников составлению плана. Наконец, при  подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит  проблемный характер.

В соответствии с требованиями ФГОС учебники обеспечивают соче- тание личностных, метапредметных и предметных результатов обу- чения. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» использу- ется  технология оценки учебных успехов, при  которой школьники принимают активное участие в оценке своей  деятельности и выстав- ления отметок.  В соответствии с этой  технологией и требованиями ФГОС ученики должны чётко знать и понимать цели своего образова- ния, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают. Поэтому личностные и  метапредметные результаты перечислены в дневнике школьника Образовательной системы «Школа 2100».

Учебники «Физическая  культура»  нацелены  на  формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и  комму- никативных универсальных учебных действий.

Для  формирования представлений о здоровом образе  жизни и целостной картины мира, а также реализации межпредметных свя-

 

зей  учебники «Физическая культура» построены с учётом содержа- ния    учебников  «Окружающий   мир»  (Образовательная  система

«Школа 2100»). В курс  «Окружающий мир» интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведе- ние,  обществознание, основы безопасности жизнедеятельности,  что позволяет не только сэкономить время, но и дать возможность ребён- ку убедиться в необходимости быть  здоровым.

Единое построение программ Образовательной системы «Школа

2100» помогает сформировать сравнительно полную картину мира и позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения  предмета, заставляя  учащихся  задавать новые   и  новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Бессмысленно начинать пытаться ученику рассказывать незнако- мые для него вещи. Он может быть даже заинтересоваться, но не смо- жет  соединить эти  новые   знания со  своим   опытом. Единственный способ  – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой двигательный опыт. Человек должен научиться понимать окружаю- щий  мир  и  понимать цену  и  смысл своим  поступкам и  поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой  опыт, человек приу- чается понимать окружающий его  мир. При  этом  у него  постоянно начинают возникать вопросы, которые требуют уточнения. Всё  это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмыс- ления своего двигательного опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело,  самостоятельно его осваивая.

 

III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

 

В соответствии изменениями, внесёнными в  федеральный базис- ный  учебный план курс  «Физическая культура», изучается с 1-го по

4-й  класс по три  часа  в неделю. Программный материал делится на две  части. Общий  объём  учебного времени составляет 405  часов. В каждом классе выделяется время для  совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

 

IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Ценность   жизни   –  признание человеческой жизни  величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде  обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумно- жение её богатства.

Ценность человека  как разумного существа, стремящегося к добру и  самосовершенствованию, важность и  необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохране-

 

ние жизни, через  сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность   истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность  семьи как первой и самой значимой для  развития ребён- ка   социальной  и  образовательной  среды,  обеспечивающей преем- ственность культурных  традиций  народов России от  поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человече- ской  жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми,  законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути является человек.

Ценность  социальной солидарности как признание  прав  и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность   гражданственности  –  осознание  человеком  себя   как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма –  одно  из  проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части миро- вого сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Универсальными компетенциями учащихся на  этапе  начального общего  образования по физической культуре являются:

– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для  достижения её цели;

– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаи- модействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме   в  процессе общения  и  взаимодействия  со  сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения  учащимися   содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника- ми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявлять положительные качества личности и управлять свои- ми эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

–  проявлять  дисциплинированность,  трудолюбие и  упорство в достижении поставленных целей;

– оказывать бескорыстную помощь своим  сверстникам, находить с ними общий язык и общие  интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

 

– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объ- ективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

–  находить ошибки при  выполнении учебных заданий, отбирать способы  их исправления;

–  общаться и  взаимодействовать со сверстниками на  принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требова- ний её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, органи- зации места  занятий;

– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы  их улучшения;

–  видеть красоту движений,  выделять и  обосновывать эстетиче- ские  признаки в движениях и передвижениях человека;

– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эта- лонными образцами;

– управлять эмоциями при  общении со сверстниками и взрослы- ми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

–  технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов  спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения  учащимися   содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

–  планировать занятия  физическими упражнениями в  режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физиче- ской  культуры;

– излагать факты истории развития физической культуры, харак- теризовать её роль  и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

–  представлять физическую культуру как  средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития  (длину и  массу   тела),  развития  основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстни- кам  при  выполнении учебных заданий,  доброжелательно и  уважи- тельно объяснять ошибки и способы  их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

–  организовывать и  проводить занятия  физической культурой с разной  целевой направленностью,  подбирать для   них   физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

–  характеризовать физическую нагрузку по  показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по разви- тию физических качеств;

–  взаимодействовать со  сверстниками по  правилам  проведения подвижных игр и соревнований;

 

–  в  доступной форме   объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффек- тивно  их исправлять;

–  подавать  строевые команды,  вести   подсчёт  при   выполнении общеразвивающих упражнений;

– находить отличительные особенности в выполнении двигатель- ного действия разными учениками, выделять отличительные призна- ки и элементы;

–  выполнять акробатические и  гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать  признаки  техничного исполнения;

– выполнять технические действия из базовых видов  спорта, при- менять их в игровой и соревновательной деятельности;

–  выполнять жизненно важные двигательные навыки и  умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

 

VI. Содержание учебного предмета

 

Примерное распределение программного материала

 

Разделы программы 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
I часть – 270 ч. 67 ч. 68 ч. 68 ч. 67 ч.
Знания о физической культуре – 12 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч.
Способы физкультурной деятельности – 12 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч.
Физическое совершенствование 246 ч.:

1.  Физкультурно-оздоровительная деятель- ность  – 8 ч.

2. Спортивно-оздоровительная деятельность –

238 ч.

– гимнастика с основами акробатики –

64 ч.

– лёгкая атлетика – 50 ч.

– лыжные гонки – 48 ч.

– плавание – 22 ч.

– подвижные и спортивные игры – 54 ч.

– общеразвивающие упражнения

61 ч.

2 ч.

 

 

 

16 ч.

 

14 ч.

12 ч.

 

17 ч.

62 ч.

2 ч.

 

 

 

16 ч.

 

15 ч.

12 ч.

 

17 ч.

62 ч.

2 ч.

 

 

 

16 ч.

 

11 ч.

12 ч.

11 ч.

10 ч.

61 ч.

2 ч.

 

 

 

16 ч.

 

10 ч.

12 ч.

11 ч.

10 ч.

II часть – 135 ч. 32 ч. 34 ч. 34 ч. 35 ч.
1. Подвижные игры с элементами спорта:

– подвижные игры на основе баскетбола –

94 ч.

– подвижные игры на основе  мини-футбо- ла – 94 ч.

–  подвижные игры на  основе  бадминтона

– 94 ч.

– подвижные игры на  основе  настольного тенниса – 94 ч.

– подвижные игры и национальные виды спорта народов России – 94 ч.

– плавание – 94 ч.

– по выбору учителя – 94 ч.

2.  Подготовка и  проведение соревнователь- ных  мероприятий – 41 ч.

22 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 ч.

24 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 ч.

24 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 ч.

24 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 ч.

Итого: 405 ч. 99 ч. 102 ч. 102 ч. 102 ч.

 

Первая  часть (270  ч.) состоит из следующих разделов:

Знания о физической культуре

Физическая культура (4 ч.). Физическая культура как система раз- нообразных форм  занятий физическими упражнениями по укрепле- нию  здоровья человека.  Ходьба, бег,  прыжки,  лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы  передви- жения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физиче- скими упражнениями: организация мест  занятий, подбор  одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры (4 ч.). История развития физиче- ской  культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения (4 ч.). Физические упражнения, их влия- ние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагруз- ка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности.

Самостоятельные занятия  (4  ч.).  Составление режима  дня.  Вы- полнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражне- ний  для  формирования правильной осанки и развития мышц тулови- ща, развития основных физических качеств; проведение оздоровитель- ных  занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физи- ческой  подготовленностью (4  ч.).  Измерение длины и  массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сер- дечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения (4 ч.). Организация и проведе- ние подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная деятельность (8  ч.).  Комплексы физических упражнений для  утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхатель- ных  упражнений. Гимнастика для  глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Гимнастика с основами акробатики (64 ч.). Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строе- вых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.   Акробатические комбинации. Упражнения  на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения приклад- ного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переполза- ния, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика (50 ч.). Беговые упражнения: с высоким поднима- нием  бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направле- нием   движения, из  разных  исходных положений;  челночный бег; высокий старт   с последующим ускорением. Прыжковые  упражне-

 

ния: на одной  ноге и двух  ногах на месте  и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.

Броски: большого мяча (1  кг)  на  дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель  и на дальность.

Лыжные  гонки (48 ч.). Передвижение на лыжах разными способа- ми.  Повороты; спуски; подъёмы; торможение.

Плавание (22  ч.).  Подводящие упражнения:  вхождение в  воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование дыхания, работы рук  и ног.  Проплывание учебных дистанций: произвольным способом.

Подвижные и спортивные игры (54 ч.). На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координа- цию.

На  материале лёгкой атлетики: прыжки, бег,  метания и броски;

упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На  материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:  футбол – удар  по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол – специальные передвижения без мяча; ведение мяча;

броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол – подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения из базовых видов  спорта.

Общеразвивающие упражнения

Данный материал используется для  развития основных физиче- ских качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включени- ем широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, ска- калкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплек- сы упражнений, включающие в себя  максимальное сгибание и про- гибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых пре- пятствий;  передвижение с  резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе;  ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну  с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игро- вой  позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног,  туловища (в положениях стоя  и лежа, сидя); жонглирова- ние малыми предметами; преодоление полос  препятствий, включаю- щих в себя  висы, упоры, простые прыжки, перелезание через  горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и  последовательными движениями  руками  и  ногами;  равновесие типа  «ласточка» на широкой опоре  с фиксацией равновесия; упраж-

 

нения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на  расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды  стилизованной ходьбы под  музыку; ком- плексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела  и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплек- сы упражнений для  укрепления мышечного корсета.

Развитие  силовых  способностей: динамические  упражнения   с переменой опоры  на руки и ноги, на локальное развитие мышц туло- вища с  использованием веса   тела   и  дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100  г,  гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в рабо- ту  основных мышечных  групп и  увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре  на коленях и в упоре   присев);  перелезание  и  перепрыгивание  через   препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя  и лежа; отжимание лёжа с опорой на  гимнастическую скамейку;  прыжковые  упражнения  с предметом в  руках (с  продвижением  вперёд поочередно на  правой и левой  ноге,  на  месте  вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперёд толчком одной  ногой  и двумя ногами о гимна- стический мостик; переноска партнёра в парах.

На материале лёгкой атлетики

Развитие  координации: бег  с  изменяющимся  направлением  по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исхо- дных положений; прыжки через  скакалку на месте  на одной  ноге  и двух  ногах поочерёдно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной  скоростью с  высокого старта,  из  разных  исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; уско- рение  из разных исходных положений; броски в стенку и ловля тен- нисного мяча в максимальном темпе, из  разных исходных положе- ний, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интен- сивности, чередующийся с ходьбой, с бегом  в режиме большой интен- сивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30  м  (с  сохраняющимся или  изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоско- ков;  повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набив- ного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2  кг) одной  рукой и двумя руками из  разных исходных положений и  различными  способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте  с касанием рукой под- вешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгива- ние с последующим спрыгиванием.

 

На материале лыжных гонок

Развитие координации: перенос тяжести тела  с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы обще- развивающих упражнений с изменением поз  тела, стоя  на  лыжах; скольжение на  правой (левой) ноге  после  двух-трёх шагов; спуск с горы  с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: передвижение на  лыжах в режиме уме- ренной интенсивности,  в  чередовании с  прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тре- нировочных дистанций.

На материале плавания

Развитие выносливости: повторное проплывание отрезков на ногах, держась за доску; повторное скольжение на груди с задержкой дыха- ния; повторное проплывание отрезков одним  из способов  плавания.

Вторая часть (135 ч.) определяется образовательным учреждением и состоит из следующих разделов:

Подвижные игры с элементами спорта (94 ч.).

Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и  кадровых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на  основе  баскетбола, подвижные игры на  основе мини-футбола, подвижные игры на  основе  бадминтона, подвижные игры на основе  настольного тенниса, подвижные игры и националь- ные виды  спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учё- том возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.

Подвижные игры на основе баскетбола.

Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.

Подвижные игры на основе мини-футбола.

Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары.

Подвижные игры на основе бадминтона.

Развитие физических качеств. Умение владеть хватом, ракеткой и воланом, передачи волана на расстояние.

Подвижные игры на основе настольного тенниса.

Развитие физических качеств. Умение владеть хватом, ракеткой и мячом, набивание мяча, передачи мяча, накат по диагонали.

Подвижные игры и национальные виды спорта народов  России.

Развитие физических качеств. Определяется исходя из националь- но-региональных особенностей содержания образования.

Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (41 ч.). Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвиж- ные  игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания  и умения, полученные на уроках по физической культуре.

Пояснительная записка

к тематическому планированию

по физической культуре

для учащихся 1–4-х  классов

 

 

Тематическое планирование составлено на  основе  программы по

«Физической  культуре»  (для   четырёхлетней  начальной  школы) (Егоров  Б.Б., Пересадина Ю.Е.)

В соответствии с Примерной программой по физической культуре и внесёнными изменениями в начальной школе на предметную область «Физическая культура» предусматривается 405 ч.

Из них  270 ч. выделяется на первую часть, в том числе: 12 ч. – на раздел «Знания о физической культуре», 12 ч Э на раздел «Способы физкультурной деятельности» и 246 ч – на раздел «Физическое совер- шенствование».

Вторая часть  – 135  ч., определяется образовательным учреждени- ем исходя из материально-технических условий и кадровых возмож- ностей школы. Из них: 94 ч. – подвижные игры с элементами спорта. Возможные варианты: подвижные игры на  основе  баскетбола, под- вижные игры на  основе  мини-футбола, подвижные игры на  основе бадминтона, подвижные игры на  основе  настольного тенниса, под- вижные игры и национальные виды  спорта народов России, плава- ние,  по  выбору учителя с учётом возрастных и  психофизиологиче- ских особенностей учащихся.

В  том  числе –  41  ч., выделяется на  «Подготовку и  проведение соревновательных мероприятий».

Подвижные     игры и  мероприятия  соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на  уроках по  физической культуре.

Авторы поддерживают такое распределение часов, при  котором основной формой проведения уроков в начальной школе становится двигательная деятельность.

 

VII. Работа  с учебниками по «Физической культуре»

 

Большая часть  учебного времени отводится практическим занятиям по физической культуре. Это правильно: на уроках физической культу- ры ребёнок должен двигаться, а не сидеть за партой и читать учебник.

Поэтому авторы не стали загружать страницы учебника большим объё- мом  текста,  сложными знаниями.  Авторский замысел предполагает самостоятельное решение учителя в работе с учебником: порядок изуче- ния  тем,  объём  изучаемого материала, способ его подачи. Авторы хоте- ли, чтобы  ребёнку было  интересно, чтобы  он смог  закрепить знания, полученные на уроках физической культуры. Поэтому вопросы и про- блемные ситуации должны стать  предметом обсуждения, совместного действия с родителями в семье (прогулки, походы, игры).

Задача взрослых сделать так, чтобы  урок  физической культуры стал  интересным и помог  открыть ребёнку удивительный и прекрас- ный   мир   движения,  который стал   бы  неотъемлемой  частью  его жизни.

Учебники «Физическая культура» состоят из двух  книг и четырёх частей. Книга первая, часть  1 – «Школьник и физкультура» (12 тем и приложение) – посвящена не просто знакомству ученика с образова- тельной областью «Физическая культура», но и подводит ребенка к выводу, что двигательная деятельность занимает очень  важное место в жизни школьника. С помощью рисунков и вопросов к ним ребёнок, рассуждая,   самостоятельно  находит  ответы  на   вопросы:  «Зачем нужно двигаться?» (с.  8),  «Зачем нужен режим дня?» (с.  12),  «Как выполнять зарядку и физкультминутки?» (с. 14-17). В первой части учебника предлагается провести в классе соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», а также выполнить вместе с близкими проект

«Спортивный фотоальбом». Выполняя этот  проект, ребёнок знако- мится с видами спорта, которыми увлекаются члены его семьи.

Книга первая, часть  2 – «Как стать чемпионом» (13 тем и приложе- ние)  –  посвящена знакомству учеников с основными физическими качествами человека и основными видами движений. В рамках про- блемного обучения ученикам предлагается чёткий план работы, алго- ритм, с помощью которого он сможет самостоятельно познакомиться с физическими качествами человека и с видами движений, ответить на вопросы «Зачем они необходимы человеку?» и «Как их развить?». Во второй части учебника детям также предлагается занимательный материал, помеченный заголовком «Для любознательных», который помогает расширению кругозора и формированию у ребёнка целост- ной картины мира. Для  взаимодействия ребёнка с родителями пред- лагается проект «Я и мой папа  (моя  мама) – чемпионы!».

Книга вторая, часть  3  –  «Ты  и  спорт» (13  тем  и  приложение) – посвящена истории развития физической культуры и спорта, пока- зывает тесную связь физической культуры с трудовой и военной дея- тельностью. С помощью проблемных ситуаций, созданных в учебни- ке,  ребенок отвечает на вопросы: «Как появились физические упраж- нения?», «Каким должен быть  защитник Родины?», «Откуда появи- лись  Олимпийские игры?» и др.  Знакомясь с историей физической культуры и спорта нашей страны, ребёнок узнает, что  такое ГТО и ДОСААФ, какую роль  они  сыграли в истории государства и почему достижения спортсменов – это гордость страны. Знакомясь с видами спорта  и  спортивными играми,  дети   узнают,  в  чём   их   отличие. Несколько тем под общим названием «Путешествуя, играем» не про- сто знакомят детей  с играми народов мира и России, но и выстраива- ют        тесную       связь    с           большим         разделом предметной                    области

«Окружающий мир». Для  совместной работы ребёнка и семьи в тре-

тьей  части предлагаются два  проекта «Спортивное генеалогическое древо моей семьи» и «Во что играли наши бабушки».

Книга вторая, часть 4 – «Я – сам (Как быть здоровым)» (12 тем и при- ложение) –  посвящена самостоятельной деятельности и  контролю за физическим развитием, физической подготовленностью и основам фор- мирования здорового образа жизни.  Этот  практический раздел тесно связан с освоением знаний и способов двигательной деятельности. В дан- ном разделе школьники учатся элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах. Многие  темы  4-й части связаны и с формированием основ здорового образа жизни: «Как укрепить органы дыхания?»,  «Зачем нужно закаляться?»,  «Зачем нужны полезные привычки?», «Как оборудовать дома спортивный уго- лок?», «Зачем соблюдать правила в игре?», «Как собраться в поход?».

Авторский замысел предполагает самостоятельное решение учите- ля  в работе  с учебником: порядок изучения тем,  объём  изучаемого материала, способ  его  подачи. Нам  хотелось, чтобы   ребёнку было интересно, чтобы  он смог  закрепить знания, полученные на  уроках физической  культуры.  Поэтому вопросы и  проблемные ситуации должны стать предметом обсуждения, совместного действия с родите- лями в семье (прогулки, походы, игры).

Задача взрослых сделать так, чтобы  урок  физической культуры стал  интересным и помог  открыть ребёнку удивительный и прекрас- ный  мир  движения, который стал  бы  неотъемлемой частью жизни ребёнка.

 

 

 

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»

 

Начальное образование существенно отличается от всех последую- щих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим  и оснащение учебного процесса на этой образо- вательной ступени  имеет  свои особенности, определяемые как спец- ификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так  и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физи- ческого воспитания детей. Размеры и масса  инвентаря должны соот- ветствовать  возрастным  особенностям младших  школьников;  его количество определяется из  расчёта активного участия всех  детей  в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудова- ния. Для  выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов,  правильную  обработку деревянных  предметов  (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они долж- ны  быть  хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед  уроком.

Наличие дополнительных помещений для  уроков по физическойкультуре позволит расширить возможность реализации вариативной части программы.

 

Для   реализации  целей и  задач  обучения по  данной программе используется УМК по физической культуре издательства «Баласс».

 

Б.Б.  Егоров,  Ю.Е.  Пересадина, «Физическая культура», учеб- ники, книга 1 для  1–2-го кл., книга 2 для  3–4-го кл.

 

 

Б.Б. Егоров,  Ю.Е. Пересадина, В.Э. Цандыков