Писать не переписать | Частная Школа Ювента

21 Май 2014
Раздел:
Интересно
Коментарии: Комментарии к записи Писать не переписать отключены

Теги: , , , , , , , , , ,

Писать не переписать

Еще несколько дней и для многих старшеклассников прозвучит «последний звонок». Прощай, школа и здравствуй, вуз (в большинстве случаев), со всеми вытекающими. Однако по-прежнему остается в подвешенном состоянии вопрос о выпускном сочинении. В конце апреля в СМИ прошла информация о его возвращении в школьную программу с 2015 года, но документа пока нет. Раньше это была важная часть финального ритуала, проверка не столько грамотности и складности фраз, сколько умения выпускников самостоятельно мыслить и доносить свое мнение до других, причем аргументированное.

Я часто вспоминаю свое сочинение, правда, не выпускное, а вступительное — в Академию культуры на тему «Как понимать слова Чехова: «Сила народа в его интеллигенции»?». Убейте, не помню, что умного я там написала (сейчас много отдала бы, чтобы прочесть). Но сложностей у меня не возникло: школьников конца 1980-х — начала 1990-х «натаскивали» именно на сочинения, прежде всего, за счет большого количества читаемой в классе и за его пределами, а также активно обсуждаемой литературы.

Интересно, что в мае среди родителей выпускников этого года на разных интернет-площадках пошли ностальгические разговоры о сочинениях. Вспомнили даже программу обучения в дореволюционной России. Например, младшим школьникам предлагали размышлять на темы «О том, что видела птичка в дальних странах» и «История постройки дома с дверьми, разведения при нем сада», а старшим гимназистам – «О скоротечности жизни», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О проявлении нравственного начала в истории». Это даже не сила народа в его интеллигенции — берите выше.

Сила народа в его интеллигенции

В начале 2014 года Фонд «Общественное мнение» провел опрос о необходимости вернуть в школах выпускное сочинение при сохранении ЕГЭ по русскому языку и литературе. Итог: 61% россиян поддержали эту идею. Главные аргументы «за» – развитие мышления, стимул читать и бОльшая объективность такой формы экзамена. Противники возвращения объяснили свою позицию тем, что сочинение — слишком сложная (!) форма проверки знаний для школьников, они к ней не готовы. При этом 54% опрошенных в детстве и юности нравилось писать сочинения, правда, больше на свободные темы. А счастливые обладатели внуков и внучек, которые сейчас в своих школах сочинения таки пишут, в половине случаев отметили — современным ребятам это дается нелегко.

О проявлении нравственного начала в истории

В принципе, все очевидно: если не читать, без «сырья», думать, а значит, и писать не научишься. Многие кивают на то, что раньше не было интернета и других развлекательных возможностей, поэтому дети и взрослые «от скуки» читали. Но это равносильно признанию ненужности литературы и умения мыслить. Зачем? Как пелось в одной песне 1990-х: «Нажми на кнопку – получишь результат. И твоя мечта осуществиться. Нажми на кнопку! Но что же ты не рад? Тебе больше не к чему стремиться». С готовностью писать сочинения – примерно та же история. Простите, а кто так «хорошо» подготовил ребят, что они не готовы писать, не умеют и не любят этим заниматься? Смотреть яркие картинки гораздо проще. Думаю, виновата не только школа. И, наконец, почему бы не спросить самих школьников, что и почему они делают или не делают? Наверняка будет много открытый. В одном я уверена и без опроса: стать покорными роботами, за которых думает и решает кто-то другой, представители нового поколения точно не желают.

Comments are closed.