Не ходите, дети, в журналистику! | Частная Школа Ювента

29 Апрель 2014
Раздел:
Интересно
Коментарии: Комментарии к записи Не ходите, дети, в журналистику! отключены

Теги: , , , , , , , , , , , , , ,

Не ходите, дети, в журналистику!

Ответы современных детей на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», — как правило, повергают в шок и родителей, и учителей. Никакой военно-балетно-космической романтики, расчет исключительно на выгоду и часто, увы, ничегонеделание («мне б такую работу, чтобы поменьше работать»). Прошло увлечение юридической и экономической стезями, а годы тотальных менеджеров сменила мечта о стабильных чиновничьих буднях. Хотя есть одна профессия, которая во все времена стояла особняком и до сих пор сохраняет если не ореол романтизма, то уж точно интерес к себе. Я говорю о профессии журналиста. Но и здесь не все так просто: последние годы, причем не только в России, показали, что журналистское и особенно репортерское поприще – не только шанс сделать карьеру и заработать имя, подкрепленное хорошими деньгами, но и большой риск. К тому же, как птица Феникс из пепла, возродился вопрос о журналисткой этике и компромиссах.

Именно о возможности компромисса вели интересный спор главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов и экс-главред ресурса Лента.ру Галина Тимченко. Разговор состоялся 26 апреля в рамках диалогов «Открытой библиотеки» на площадке Библиотеки имени Маяковского. Народу тьма, не то что свободного стула — места на полу было не найти. А поскольку добрая половина зрителей — старшеклассники и студенты, вопрос, как в условиях современной России стать профессиональным журналистом и где приложить голову да перо, возник сам собой.

Венедиктов советует выбирать редакцию, которая отвечает этическим и эстетическим запросам каждого. Если такой нет, можно создать собственное медиа. Интернет дает такую возможность и стоить это будет недорого. Мировая практика показывает, что хорошо отбрендированные интернет-ресурсы приносят и известность, и деньги. Яркий тому пример – история «Хаффингтон пост» (The Huffington Post — американское онлайн-СМИ с авторскими и перепечатанными новостями), которое за пять лет из бесплатного медиа превратилось в актив, проданный за 315 млн долларов. Главред «Эха Москвы» призывает молодежь искать и рыскать, а не приходить в редакцию, сразу требуя себе большую зарплату и со словами: «Я сделаю все, что вы хотите». При этом нужно понимать, что сегодня общественно-политическая журналистика в РФ – рисковое предприятие. В том числе высоки личные риски. Но это индивидуальный выбор, уровень сопротивляемости и умения честно делать свою работу. Если человек боится, его никто не заставляет и никуда не тянет.

Галина Тимченко считает рецепт коллеги трудно выполнимым хотя бы потому, что общественно-политических СМИ, из которых можно выбирать, в России осталось на перечет — хватит пальцев одной руки. А кивать на примеры американской журналистики, в том числе онлайн-ресурсы, нет смысла: там работает чисто рыночная модель и нет таких серьезных политических рисков. Рискнувшим сунутся в нашу общественно-политическую журналистику быстро объяснят, кто хозяин и на какие компромиссы идти – мало не покажется. А вот нишевые СМИ (спорт, глянец и т.д.) предоставляют молодым хороший выбор и возможности, поэтому ориентироваться на них, пожалуй, предпочтительнее. Во всяком случае, пока.

Какой можно сделать вывод? Прежде всего, не сидеть сложа руки и не ждать, что кто-то принесет готовую мечту на блюдечке с золотой каемочкой. Надо учиться, читать, писать, слушать, смотреть. Одним словом, набираться знаний и опыта. Ну, а стоит ли рисковать, каждый действительно решает сам. Главное — отдавать себе отчет в словах и поступках, понимать, что за все в этой жизни придется платить, и что цена есть не только у принципов, но и у успеха, в том числе коммерческого.

Comments are closed.