На фабрику за артом

4 Февраль 2015
Раздел:
Интересно
Коментарии: Комментарии к записи На фабрику за артом отключены

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

На фабрику за артом

«Искусство в массы!» — старый лозунг. Однако буквально и полностью воплотиться в реальность он смог лишь за последнее десятилетие, причем без внешних усилий. Началось все на Западе. В годы Великой депрессии, когда производство почти остановилось, в Нью-Йорке стали освобождаться огромные промышленные площади. Их дешево продавали всем желающим – так появились лофты. Буквально слово loft переводится с английского как чердак, верхний этаж производственного здания. Представители нарождающейся американской богемы оборудовали там мастерские и жилье, отличавшиеся простотой и функциональностью. Постепенно лофты вошли в моду и покорили Старый свет, став символом свободы и сексуальной революции.

В России о лофтах заговорили лишь в конце 1990-х, когда закрылись многие советские фабрики, заводы и на горизонте в очередной раз замаячил вопрос: «Что делать?» С середины 2000-х годов на территории бывших промзон появилась возможность насладиться артом. Разумеется, их подновили и привели в порядок, сохранив очарование кирпичных стен, железобетонных блоков и въевшийся в стены аромат – солода, кожи и т.п. В Петербурге к услугам поклонников современного искусства около 10 площадок, от лофт-проекта ЭТАЖИ и Rizzordi Art Foundation (бывший хлебозавод и пивной завод соответственно) до креативного пространства ТКАЧИ (ранее – мануфактура), новых театральных подмостков «Скороход» (в честь одноименного обувного производства) до мечты молодежи — Музея уличного искусства (частично действующий Завод слоистых пластиков). Последний заслуживает отдельного разговора.

Музей уличного искусства или SAM (Street Art Museum) открылся на шоссе Революции весной 2014 года. Его экспозиция создается прямо на стенах бывших цехов химпроизводства. Постоянная музейная коллекция пока насчитывает несколько десятков работ уличных художников: Паши 183, Тимофея Ради, Кирилла Кто, Никиты Nomerz и испанца Escif. Все лето и начало осени прошлого года здесь проходила выставка «Повод к миру» в рамках биеннале современного искусства МАНИФЕСТА 10. Заброшенные в 1990-е годы корпуса планируют перестроить по проекту финского архитектурного бюро. К 2016 году никогда не дымившая труба должна стать маяком, освещающим небо над 11 гектарами заводской территории, бывшая котельная – демократичным выставочным пространством, а у смолилен появится площадка для концертов и парк со скейт-рампами.

Это на редкость хорошие новости, причем для всех (будем надеяться, что суровые будни 2015-го их не отменят). Прав культовый мастер стрит-арта Бэнкси, сказавший однажды, что граффити — одно из немногих средств самовыражения, которое может себе позволить даже тот, у кого ничего нет. И пусть оно не избавит от нищеты, но даст повод улыбнуться и узнать что-то новое о большом и очень разном мире вокруг.

Музей уличного искусства или SAM (Street Art Museum)

Музей уличного искусства или SAM
(Street Art Museum)

 

Comments are closed.