На экзамен как на праздник | Частная Школа Ювента

4 Июнь 2014
Раздел:
Интересно
Коментарии: Комментарии к записи На экзамен как на праздник отключены

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

На экзамен как на праздник

Кругом только и разговоров, что об отсутствии мотивации. Причем у всех — детей и взрослых, рабочих и интеллигенции, чиновников и даже у олигархов. Такое ощущение, что всем и сразу всего расхотелось. Ярчайшим примером здесь является ситуация с выпускными и вступительными экзаменами. Уже итоги тренировочных ЕГЭ повергли в состояние шока: около 50% школьников получили «двойки» и не смогли набрать минимальный проходной балл. Причем это касается и естественных наук, и гуманитарных. Да что экзамены! Преподаватели крупнейших вузов страны с ужасом констатируют, что в записках с просьбой перенести дату экзамена студенты допускают минимум по три ошибки, а некоторые не понимают, что написано в учебниках, не могут четко сформулировать вопрос, иногда «пятью пять» в уме умножают с трудом. Дошло до того, что в ряде вузов за тотальную неуспеваемость и отсутствие посещаемости стали отчислять народ с платных факультетов. Хотя это табу для высших учебных заведений, по сути, живущих за счет договорников. А что делать, если по статистике лишь 2% студентов стараются хорошо учиться и действительно занимаются?

С другой стороны, ничего удивительного. 2% сознательных людей – неплохой результат, а основная масса идет по пути наименьшего сопротивления. Более того, для этого созданы все условия. «Двойка»-другая в школе? Не беда, все равно переведут в следующий класс, пусть и условно. И диплом в вузе дадут при любой успеваемости, особенно на платном отделении. Пересдача экзамена за деньги? Пожалуйста! Многократная? Плати и ради бога! Зачем «париться»-то? Самое страшное, что до убойного пофигизма довели не только учеников, но и преподавателей. Официально в России идет реформа образования, а на практике даже самых нерадивых студентов-платников отчисляют редко, зато некоторые учителя говорят прямым текстом, что учить не будут, ставят всем «четверки» – и вперед. Что тоже неудивительно: профессия учителя стала непрестижной (в педвузы идут по остаточному принципу), в условиях обычных школ и вузов – низкооплачиваемой (правят бал частные репетиторы, хорошо живущие благодаря провалам в системе образования) да еще размытой (готовят не педагогов, а «специалистов по направлениям»). В итоге в профессию идут редкие энтузиасты, на которых все держится, и… все, кому не лень, ныряющие в первую попавшуюся уютную «норку».

Может, вернуться к системе оценок? Я хорошо помню, как нам, семилетним малышам, уже в первом классе ставили «пятерки», «четверки» и «тройки». Причем не только за устные ответы, но и за красивые прописи, и за чистоту в тетрадях. Да, награждали по-советски – звездочками за каждые пять «отлично», вырезанными из красного картона и прикреплявшимися на обложку скрепками. Зато было ярко и всем хотелось иметь такую же тетрадь. Чем не мотивация? Да, времена изменились. Но это не значит, что учителей и учеников нужно подсаживать на «финансово-зачетную иглу», лучше учить их играть на деньги в игровые автоматы онлайн. Хотя это логичное продолжение «иглы нефтяной» в масштабах страны.

Опять же, почему не принять к сведению зарубежный опыт? Так, в Дании детям начинают ставить оценки в 13 лет, а до этого возраста учителя прививают им важные социальные навыки: умение помогать другим и работать в команде, выявлять свои сильные и слабые стороны. Внимательно отслеживают активность ребенка в классе, регулярность выполнения домашних заданий, аккуратность и т.п. Акцент сделан на индивидуальности ребенка, а не на автоматических «верно-неверно» по конкретным предметам. В Латинской Америке знания учеников оценивают по специальной шкале, действующей с конца XIX века (!). При этом оценку обязательно сопровождают комментариями.

Одним словом, выход можно найти всегда — если хотеть и не спускать ситуацию на тормозах. Понятно, что оценки теряют смысл, если они непонятны ученику, не отражают его труд и успехи. Они должны стимулировать ребенка лучше учиться, а учителя – лучше учить. Просто? Вроде бы да. Но у нас почему-то предпочитают хвататься за голову, особенно во время ЕГЭ, и по очереди корить всех, реально ничего не меняя.

Всем удачных экзаменов и достойных, заслуженных результатов!

Comments are closed.