От книги до дизайна и обратно

29 Май 2015
Раздел:
Интересно
Коментарии: Комментарии к записи От книги до дизайна и обратно отключены

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Нобелевский лауреат по литературе 1987 года Иосиф Бродский, чье 75-летие со дня рождения мы отметили на днях, преподал всем хороший урок. Поэт утверждал, что есть грех пострашнее сожжения книг – это нежелание их читать. Впрочем, читать можно по-разному, и споры последних лет одинаково касаются того, что читать, и как это делать.

Санкт-Петербургский международный книжный салон

Санкт-Петербургский международный книжный салон

Писатель и филолог Денис Драгунский, также известный своей родословной, — он является сыном Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов», экранизированных в 1979 году, и их главным персонажем – 22 мая прочел лекцию на тему «Интернет и современная литература». Мероприятие замечательно вписалось в программу Санкт-Петербургского международного книжного салона и подарило несколько открытий. По мнению спикера, появление глобальной сети – событие, по значимости равное переходу от устной культуры к письменной. Обеспечив повсеместную доступность всего для всех, интернет уничтожил и литературную иерархию, и монополию на письмо/чтение/предоставление информации. Редкую классику заменили тысячи электронных дневников и миллионы постов в соцсетях, а важность и нужность произведения теперь определяет количество скачиваний и кликов. Отнюдь не глубина проработки темы или характера персонажей! Еще один «побочный эффект» сетевой культуры – резкое уменьшение объема книг, их активная визуализация и оцифровка. Максимальной популярностью пользуются словесные творения из нескольких емких абзацев с картинками. Судьба классической литературы в таких условиях незавидна – ряды желающих читать тома психологических самокопаний Достоевского, Толстого, Драйзера и других великих авторов за последние годы поредели и постарели. Денис Драгунский не видит в этом ничего страшного, считает страхи о «падении» высокой литературы необоснованными и ратует за осовременивание форм ее подачи. Так, «Войну и мир» можно разбить на части и сделать несколько книг. Краткое изложение сложных для восприятия литературных трудов тоже нормально.

Свое, особое видение роли и места книг предлагает кафедра дизайна факультета искусств СПбГУ. Здесь третий год реализуют магистерский проект «Хрестоматия». Это собрание текст-трейлеров – визуальных представлений сложных интеллектуальных текстов. Например, Экклезиаста, Кастанеда, Джойса, Набокова и других. Будущим дизайнерам предлагают выбрать самое интересное и полезное для профессии литературное произведение и создать его образ – в виде набора карточек, блокнота, карты, ролика – обосновав каждую букву, штрих, цвет, фактуру, кадр. На работу уходит примерно год. Происходит полное погружение в тему, а в результате каждый может «подержать в руках живую мысль». Дизайнерам такой опыт помогает обосновывать идеи, учит создавать впечатления от разных объектов и брендов. Обычным людям, причем любого возраста, данный прием тоже полезен – для умения видеть, слышать и понимать написанное, а не просто скользить по поверхности букв и фраз.

Разумеется, читать или не читать, а если читать, то что и как, каждый решает сам. Однако истинное удовольствие от чтения можно получить, лишь относясь к книге с любовью и уважением, воспринимая ее как тайну. Раскрытие каждой такой тайны делает мир человека ярче, а возможности шире. Может, это и есть тот самый золотой ключик?

Кафедра дизайна факультета искусств СПбГУ

Comments are closed.